ЛФК при нарушениях осанки у детей: эффективность, показания, комплексы упражнений

Формирование и развитие позвоночного столба продолжается на протяжении всего нашего детства. И очень важно, чтобы этот процесс протекал без каких-либо отклонений. Правильная, статная осанка — залог не только приятной внешности, но и здоровья всех внутренних органов человека. Однако, к сожалению, нарушения осанки у детей встречаются сегодня всё чаще. Вы должны понимать, что чем раньше они диагностируются, тем эффективнее излечиваются. Среди методик терапии и коррекции в детском возрасте патологий развития позвоночного столба особое место занимает ЛФК — физические упражнения в лечебных целях (лечебная физкультура).

Суть и назначение физических упражнений при нарушениях осанки у детей

Что такое осанка? Это заданное на бессознательном, физиологическом, уровне единственно правильное положение тела взрослого или ребёнка в пространстве. Она — результат длительного эволюционного превращения человека. Искривления позвоночника — наша расплата за возможность ходить по земле на двух ногах.

Но таких патологий можно избежать, их также вполне реально корректировать (особенно на ранних стадиях), путём общего укрепления, растяжения и расслабления мышечного корсета — мышц спины, живота, торса.

Эти задачи, собственно, и решает лечебная физкультура. Но при условии, что она является одним из звеньев комплекса процедур (массаж, физиотерапия, ношение корсета и др.), назначенных врачом-ортопедом или хирургом, в зависимости от диагноза и степени развития патологии позвоночного столба.

Диагностика нарушений осанки у детей
Нарушения осанки у детей диагностируются при осмотре врачом (хирургом, ортопедом). При выявлении патологий назначаются дополнительные исследования позвоночного столба — рентген, УЗИ, КТ, МРТ и др

По данным статистики нарушения осанки различной степени тяжести встречаются:

  • у 2,1% грудничков — они чаще наследственные;
  • у 15–17% дошколят — в большинстве случаев из-за недостаточной физической активности;
  • у 33% школьников младших классов — вследствие неправильного распределения нагрузки на определённые группы мышц;
  • у 67% старшеклассников — сказывается длительное пребывание в одной и той же позе (зачастую неправильной) в процессе обучения, большую роль играет несвоевременное выявление проблемы и пренебрежение профилактическими мерами.

Процесс формирования позвоночника у детей длится до 12–14 лет. То есть на протяжении всего периода детства и отрочества родителям необходимо контролировать изгиб позвоночного столба у ребёнка и не забывать о профилактических мероприятиях, препятствующих развитию искривлений.

Укрепляя мышечный корсет с помощью специально разработанного комплекса упражнений, вы сохраните малышу и красивую осанку, и здоровье. ЛФК можно смело называть и терапевтическим (лечебным) мероприятием, и профилактическим.

Физические упражнения:

  • во-первых, ускоряют кровообращение;
  • во-вторых, способствуют усилению притока питательных веществ и к мышцам, и к связкам, и к костям, что приводит к их росту и укреплению.

Физические упражнения при нарушениях осанки, искривлениях позвоночника бывают различной направленности.

  1. Общеразвивающие — с проработкой всех групп мускулов и акцентом на мускулатуру торса, спины, живота.
  2. Дыхательные — для расширения грудины, тренировки диафрагмы;
  3. Специальные, направленные непосредственно на коррекцию искривлений в разных плоскостях и подразделяющиеся, в свою очередь, на:
    • симметричные — поддерживающие, предусматривающие тренировку ослабленных (или неразвитых) мышц на стороне дуги (выпуклости) позвоночника и способствующие растяжению, расслаблению, снятию тонуса мышц со стороны вогнутости дуги позвоночника;
    • асимметричные — коррегирующие, назначаемые врачом индивидуально в соответствии с поставленным диагнозом (выполняются под контролем специалиста).

Осанка — не что иное, как навык (двигательный). И она может формироваться и коррегироваться путём регулярных повторений до образования (выработки) условных (приобретённых) рефлексов.

Задача ЛФК — научить ребёнка принимать и удерживать правильное (физиологическое) положение тела, выработать и закрепить двигательный навык на уровне условного рефлекса. Положительный результат при этом достигается только посредством регулярных тренировок на протяжении длительного временного отрезка.

Видео: нарушения осанки у ребёнка — теория и практика лечения

Полезные свойства лечебной зарядки

Лечебной физкультуре в терапии и реабилитации больных с патологиями позвоночного столба отводится ведущая роль (особенно на начальных стадиях развития заболеваний). Почему?

Формирование костно-связочного аппарата позвоночника ребёнка напрямую зависит от того, в каком состоянии у него находится мышечная система, насколько эффективно она выполняет функцию поддержания позвоночника в положении, предусмотренном природой. ЛФК закаляет и развивает мышцы, чтобы они могли удерживать позвоночник в положении, максимально приближённом к физиологическому (максимальной коррекции).

Лечебная физкультура (ЛФК):

  • способна оказывать общеоздоровительное и общеукрепляющее воздействие — нормализует деятельность всех систем организма, повышает иммунный отклик, стабилизирует протекание нервных процессов;
  • активизирует обменные реакции (общие и местные);
  • совершенствует двигательные навыки и координацию движений, увеличивает общую физическую выносливость;
  • укрепляет мускулатуру спины, пресса, торса (мышечный корсет), а также мышцы рук, ног, шеи и др.;
  • устраняет дисбаланс, возникающий при неравномерном или недостаточном развитии и растяжении мышц и связок;
  • снимает повышенную в связи с этим нагрузку на столб позвоночника;
  • исправляет осанку — искривления (сколиоз, лордоз, кифоз) позвоночного столба.

Обязательный компонент функциональной терапии нарушений осанки у детей — массаж. Его рекомендуют, как дополнение к лечебной физкультуре в составе комплекса мероприятий по выправлению искривлений.

ЛФК и массаж (общий и специальный) в комплексе значительно повышают результативность терапии и способствуют улучшению общего физического состояния ребёнка.

<br data-lazy-srcset=
Нарушения осанки у детей» width=»728″ height=»497″ />
Искривления позвоночника могут обнаруживаться в разных его отделах, и в разных плоскостях. При постановке диагноза также учитывается степень отклонения от нормы

ЛФК показана при сколеозе, кифозе, лордозе у детей

Искривление позвоночника может развиваться в разных его отделах, в различных плоскостях, и различаться по степени тяжести. Лечебная физкультура показана при любом нарушении осанки, а также при травматических повреждениях позвоночника (компрессионный перелом и др. на этапе реабилитации — спустя 2–3 месяца после травмы). Только упражнения подбираются исключительно лечащим врачом в зависимости от вида и степени развития заболевания.

Наш позвоночник имеет:

  • два изгиба вперёд — шейный и поясничный — это лордозы;
  • два изгиба назад — грудной и поясничный — это кифозы.

И лордозы, и кифозы имеют каждый свой нормальный угол прогиба. Увеличение или уменьшение этого угла считается патологией, и степень её определяется разницей между нормой и реальным значением. ЛФК назначается при патологических кифозах (сутулость, горб, болезнь Шейермана-Мау) и патологических лордозах (плоская спина, к примеру).

Но у школьников самым распространённым нарушением осанки считается сколиоз — патология, характеризующаяся искривлением позвоночника вправо либо влево, т. е. вбок. Он бывает четырёх степеней (классифицируют по углу отклонения от считающегося нормальным).

Чтобы исправить искривления на начальных стадиях развития, незначительные (1–2 степени), назначают ЛФК, плюс массаж. При более серьёзных патологиях добавляются коррегирующие приспособления (корсеты), процедуры физиотерапии, а в тяжёлых случаях — возможно оперативное вмешательство.

ЛФК для детей при искривлениях позвоночника
Заниматься лечебной физкультурой ребёнок может и в домашних условиях, но предварительно он и его родители должны пройти консультацию врача в кабинете ЛФК и научиться правильно выполнять упражнения

Правила, противопоказания, побочные эффекты

При занятиях физической культурой в лечебных целях — для получения максимальной пользы от упражнений, минимализации рисков получения различных травм и предотвращения развития побочных эффектов — следует соблюдать некоторые обязательные правила.

  1. Комплекс упражнений разрабатывается в индивидуальном порядке (согласно проведённой предварительно диагностике) лечащим врачом — строго соблюдайте рекомендации касательно выполнения упражнений, в процессе проведения тренировок следите за осанкой ребёнка (спина его должна всегда быть в максимально приближённом к физиологическому положении).
  2. ЛФК можно заниматься как в специально оборудованном кабинете при поликлинике, так и в домашних условиях. Но дома ребёнок должен выполнять упражнения обязательно под присмотром взрослых.
  3. Предварительно и ребёнок, и мама (папа) проходят обучение в кабинете ЛФК при поликлинике.
  4. Перед началом каждого занятия делайте массаж и разминку.
  5. Помните, что упражнения рекомендуется выполнять в медленном темпе: исключите любые резкие движения, прыжки и рывков, а также любые элементы акробатики.
  6. Ещё одно правило: при нарушениях осанки повышенная физическая нагрузка тоже противопоказана. Поэтому гимнастику проводите без отягощений — таких, как гантели, штанги, гири и т. п.
  7. Важно! В процессе выполнения упражнений ребёнок ни в коем случае не должен ощущать даже малейшей боли.
  8. Не следует включать в тренировку вращательные упражнения, направленные на вытягивание позвоночного столба (нельзя, чтобы ребёнок висел на перекладине, допустимо лишь пассивное вытягивание — с обязательной опорой под собой).
  9. Нагрузки вы должны увеличивать медленно и постепенно, идите от малого к большему, от простых элементов к более сложным, с каждой новой тренировкой, не спеша.
  10. Чередуйте упражнения, задействуя разные группы мышц, после физических нагрузок вставляйте дыхательную гимнастику.

Комплекс упражнений эффективен, когда искривление позвоночника — патология приобретённая. При врождённых дефектах ЛФК может не только не принести пользы, но и навредить. Поэтому приступать к выполнению гимнастики можно лишь после точной постановки диагноза.

Вам нужно чётко понимать разницу между спортом и лечебной физкультурой. Ребёнок не должен делать больше, сильнее, быстрее.

Карематы для ЛФК
Упражнения в позициях «лёжа» и «стоя на четвереньках» лучше выполнять на полу, подкладывая под тело каремат

Важно выполнять упражнения правильно и не переусердствовать.

ЛФК противопоказана:

  • при любых травмах (разрешена только в период реабилитации);
  • при остром течении заболевания, болевом синдроме;
  • при плохом самочувствии;
  • при повышенной температуре тела;
  • при острых воспалительных процессах в организме;
  • при кожных болезнях, ранах, ссадинах, ожогах;
  • при патологиях сердечно-сосудистой системы;
  • при ожирении либо истощении;
  • при опухолевых злокачественных образованиях.

Упражнения лечебной гимнастики оказывают на мышцы и связки, позвонки и диски механическое воздействие. С одной стороны они способствуют коррекции нарушений осанки, а с другой — могут стать причиной растяжений, болей, обострения хронических заболеваний.

ЛФК назначают только при отсутствии у ребёнка противопоказаний, а коррегирующие упражнения выполняются обязательно под контролем специалиста.

Занятия следует немедленно прекратить при выявлении таких осложнений, как простреливающая боль в позвоночнике, отёки, новообразования вдоль позвоночного столба — самолечение здесь недопустимо, с подобной симптоматикой следует немедленно обратиться к врачу.

Подготовка

ЛФК проводят каждый день, при некоторых диагнозах даже по 2 раза в день. Обязательно на пустой желудок — за час до еды или спустя два часа после.

Рекомендуется перед каждым занятием разогреть мышцы массажем и (или) принять тёплый душ.

На начальном этапе тренировок достаточно каждое упражнение повторять по 3–4 раза. Количество повторений увеличивайте постепенно до 12–15 (в соответствии с назначениями врача). Следующий этап — увеличение количества подходов (для детей до двух с обязательным отдыхом между подходами).

<br data-lazy-srcset=
Фитбол» width=»728″ height=»478″ />
В комплексы ЛФК часто включаются упражнения на фитболе. Они эффективно растягивают и укрепляют мышцы

Методика выполнения

Только достаточно развитая мускулатура способна на протяжении достаточно длительного (для определённого возратса) времени удерживать позвоночник ребёнка в физиологическом (природном, правильном) положении.

Оценить, насколько соответствует силовая выносливость мышц спины ребёнка возрастным нормам можно с помощью упражнений, знакомых всем с детства — “Рыбка” и “Ласточка”.

  • “Рыбка” — когда ребёнок удерживает туловище на весу в позиции “лёжа на животе”;
  • “Ласточка” — когда ребёнок удерживает туловище на весу в позиции “стоя на одной ноге” (вторая выпрямлена параллельно полу).

Младшие школьники (7–11 лет) должны, согласно нормативам, удерживать своё туловище в этих позициях 1,5–2 минуты, подростки — 2–2,5 минуты, юноши-девушки с 16–17 лет и взрослые — до 3 минут.

Измерением количества переходов из позиции “лёжа на спине” в позицию “сидя” (“прокачка пресса”, темп — 15–16 раз в минуту) можно оценить силу и выносливость мускулатуры брюшного пресса.

Норма для школьников до 11 лет — не менее 15 и до 20 раз, для подростков (12–16 лет) — 25–30 раз.

Для гармоничного формирования мышечного корсета статические упражнения (удержание мышц в напряжённом состоянии в течении 5–7 секунд, затем идёт отдых 8–10 секунд, и так 3–5 повторений) следует чередовать с упражнениями динамическими.

Тренировки начинайте с разминки, затем самые простые упражнения. В середине тренировки —всё самое сложное и эффективное (плюс с использованием палок, медицинболов). Напоследок не забудьте упражнения на восстановление сердечного ритма и дыхания.
При проблемах с осанкой в большинстве случаев для тренировки мускулатуры и снятия напряжения в мышцах рекомендуют исходные положения “лёжа на спине” или “лёжа на животе”.

Гимнастическая палка
Так выглядит гимнастическая палка. Повышает эффективность ЛФК, помогает ребёнку держать равновесие и правильно выполнять упражнения

При составлении комплекса ЛФК врач обязательно учитывает возраст ребёнка. К примеру, дошколята и младшие школьники весьма активны, но быстро утомляются. Упражнения не должны их перенапрягать. Чтобы им было интересно, проводить занятия лучше в группах, и в форме игры.

Время отдыха между упражнениями значительно увеличивает общую продолжительность тренировки у детей раннего возраста.

Для проведения занятий ЛФК с детьми 7–11 лет рекомендуется выбирать первую половину дня, вечером гимнастика может перевозбудить малыша. Чем старше ребёнок, тем комплекс лечебной физкультуры для него должен быть интенсивнее.

Для подростков разрабатываются занятия с большими нагрузками, но менее продолжительные.

Упражнения всегда подбираются, исходя из характера и степени искривления позвоночного столба. Время выполнения каждого — от 30 секунд и до 3 минут. Не забывайте о разминке и заключительной части — они так же важны, как и упражнение непосредственно коррегирующие.

Ниже вы найдёте комплексы упражнений (базовые) для детей, больных сколиозом, патологическим лордозом и кифозом, выполнять которые можно в домашних условиях. Их результативность напрямую будет зависеть от, во-первых, регулярности проведения тренировок, и, во-вторых, от правильности выполнения упражнений.

Видео: упражнения для детей при сколиозе

Таблица: базовые упражнения для детей со сколиозом, лордозом, кифозом, плюс разминка и заключительная часть ЛФК

УпражнениеКак выполнять
РазминкаПри сколиозеПри лордозеПри кифозеЗаключительная часть
№1Исходная позиция
Ребёнок стоит спиной к любой ровной вертикальной поверхности, его икроножные мышцы и пятки, ягодицы и лопатки упираются в эту поверхность.Ребёнок лежит на спине, его ноги ровные, руки располагаются вдоль туловища ладонями вниз.Ребёнок стоит у стены, его лопатки и ягодицы, икроножные мышцы и пятки касаются ровной поверхности.Ребёнок лежит на спине, ноги его сдвинуты вместе, стопы разведены в стороны, руки лежат вдоль туловища, ладони повёрнуты к полу.Ребёнок сидит на гимнастическом коврике (или мягком ковре), ноги, согнутые в коленях, он обхватывает руками и так ложится на спину.
Алгоритм действий
С помощью ровной вертикальной поверхности он придаёт позвоночнику правильное физиологическое положение.
Делает несколько шагов вперёд, сохраняя его.
Дышит он при этом ровно и глубоко, без задержек.
Ровные ноги он приподнимает над полом под углом 30–40°.
Имитирует ногами работу ножниц — в горизонтальной плоскости.
Затем в вертикальной.
Он делает по 2 подхода на каждую плоскость (по 30 секунд каждый подход).
Он выпрямляет спину по максимуму вдоль стены.
Поясничным отделом позвоночника он должен коснуться ровной поверхности.
Дыхание произвольное.
Он выполняет попеременно маховые движения ногами (угол наклона от пола не более 45°).
Затем он делает круговые движения одной прямой ногой по часовой стрелке и против с увеличением амплитуды.
То же проделывает и второй ногой.
Следите, чтобы таз его не отрывался от пола.
Далее те же упражнения пусть ребёнок повторит уже двумя ногами вместе.
Он делает перекаты от шейного отдела позвоночника до крестцового и обратно.
Не более 8 повторений.
№2Исходная позиция
Ребёнок стоит, руки его свободно располагаются вдоль туловища, ноги стоят на ширине плеч.Ребёнок стоит на четвереньках, спина его ровная.Ребёнок стоит, ноги его сдвинуты вместе, руки свободно располагаются вдоль туловища.Ребёнок лежит на спине, его руки расположены вдоль туловища, ладонями к полу, ноги ровные, стопы разведены.Ребёнок стоит, его руки в замке за спиной.
Алгоритм действий
Он выполняет приседания с ровной спиной на вдохе.
Поднимается на выдохе.
Руки, опускаясь — вытягивает вперёд.
Поднимаясь— возвращает в исходное положение.
Ягодицами он садится на пятки, не меняя исходного положения — ладонями упор в пол.
С помощью движения рук по полу, он передвигает верх туловища сначала влево.
Затем вправо.
В крайней левой и крайней правой позиции задерживается на несколько секунд.
Он наклоняется.
Обхватывает колени руками.
Прижимается лбом к ногам (колени не сгибает).
Делает несколько пружинящих движений.
Возвращается в исходное положение.
Дыхание произвольное.
Прямую правую ногу он поднимает вверх.
Сгибает её в колене.
Заводит за левую ногу так, чтобы внутренний край стопы полностью касался пола.
Возвращает ногу в исходное положение, разогнув и выпрямив вверх, а затем опустив ровную вниз.
То же он проде лывает с левой ногой.
Он ходит на пятках по кругу.
Поначалу достаточно отвести на выполнение упражнения 30 секунд.
№3

Исходная позиция
Ребёнок стоит, ноги его на ширине плеч, руки расположены свободно вдоль тела.Ребёнок стоит на четвереньках, ноги и руки его на ширине плеч.Ребёнок лежит на спине, ноги его прямые, руки расположены вдоль туловища ладонями вниз, дыхание произвольное.Ребёнок лежит на спине, ноги его на ширине плеч, руки расположены вдоль туловища ладонями вниз.Ребёнок стоит, руки его вытянуты вверх.
Алгоритм действий
Он делает вдох и поднимает руки вверх.
Тянется за руками вверх.
Выдыхает, опуская руки вниз.
Во время выполнения следите, чтобы спину он держал ровно.
Он медленно выгибает спину вверх.
Затем также медленно прогибает вниз — упражнение “Кошка”.
Он по максимуму пытается прижаться поясницей к полу.
Моменты напряжения чередует с отдыхом.
Ноги, согнутые в коленях, он подтягивает к животу.
Попеременно опускает и поднимает каждую ногу, сгибая и разгибая в коленном суставе — имитируя езду на велосипеде.
Он ходит на носочках по кругу.
На начальном этапе 30 секунд будет достаточно.
№4

Исходная позиция
Ребёнок стоит, спина его прямая, ноги на ширине плеч, руки свободно располагаются вдоль туловища.Ребёнок лежит на животе, под животом — небольшая жёсткая подушка, руки его за спиной, сцеплены в замок.Ребёнок лежит на спине, ноги вместе, руки его раскинуты в стороны ладонями вниз.Ребёнок лежит на спине, руки его расположены вдоль туловища ладонями вниз, ноги прямые, колени соприкасаются.Ребёнок стоит, руки его свободно располагаются вдоль тела.
Алгоритм действий
Он выполняет круговые движения двумя плечами сначала назад (начинает с 4 повторений).
Затем вперёд.
Он медленно поднимает туловище вверх на максимально возможную высоту, задействуя мышцы поясницы.
Задерживается на несколько секунд в верхней точке.
И так же медленно опускает туловище в исходное положение.
Обе ноги (колени соприкасаются) он поднимает вверх и закидывает их за голову, опираясь руками о пол.
На выдохе он должен достать носками до пола.
Задержавшись так на несколько секунд, он на вдохе возвращается в исходное положение.
Обе ноги он поднимает вверх (под углом 45° от пола).
Разводит их в стороны по прямой.
Задерживается так на несколько секунд.
Ноги медленно сводит, не меняя угла наклона и возвращает их в исходную позицию.
Он ходит на месте, поднимая бёдра настолько высоко, насколько может.
Длительность упражнения на начальном этапе — 30 секунд).
№5Исходная позиция
Ребёнок стоит, спина его ровная, ноги вместе, руки на талии.Ребёнок стоит, ноги его на ширине плеч, руки свободно располагаются вдоль туловища.Ребёнок лежит на спине, руки его за головой, ноги прямые.Ребёнок лежит на боку (правом, левом), рука его, та, что снизу, вытянута вперёд ладонью вниз; та, что сверху, располагается вдоль туловища.Ребёнок стоит, ноги его на ширине плеч, руки свободно располагаются вдоль туловища.
Алгоритм действий
Он поднимает правую ногу, согнутую в колене, как можно выше.
Задерживается в такой позе на несколько секунд (сколько может).
Медленно опускает ногу.
То же он повторяет и левой ногой.
Он медленно сдвигает лопатки (задействуямышцы грудного отдела).
Задерживается в таком положении на несколько секунд.
И так же медленно возвращает лопатки в исходное положение.
На выдохе он переходит в положение сидя,стараясь не отрывать ноги от пола.
Далее склоняется головой к коленям.
На вдохе медленно возвращается в исходное положение.
Ногой, которая сверху, он делает мах вверх, насколько это возможно.
Задерживается в верхней точке на несколько секунд.
Медленно возвращается в исходное положение.
На выдохе он наклоняется вперёд, доставая кончиками пальцев до стопы — колени не сгибает.
На вдохе выпрямляется и прогибается, насколько возможно, назад, руками поддерживая поясницу.
№6

Исходная позиция
Ребёнок лежит на спине, руки его вытянуты вдоль туловища, а ладони плотно прижаты к телу, ноги прямые, а носки и пятки соприкасаются друг с другом.Ребёнок стоит на четвереньках, спина его ровная (не прогибается ни вверх, ни вниз).Ребёнок лежит на спине, ноги вместе, руки его расположены вдоль туловища ладонями вниз.Ребёнок лежит на боку (правом, левом), как в предыдущем упражнении.Ребёнок стоит, ноги его на ширине плеч, руки расположены на талии.
Алгоритм действий
Это упражнение называется “Лодочка”. Оно универсально для любого вида искривлений позвоночника. Ребёнок вдыхает на полную грудь, чтобы максимально расширить диафрагму.
Живот он при этом втягивает.
Прямые ноги приподнимает на 30–40 см от пола.
Голову и торс — на ту же высоту. Опора — на ягодицы и крестец.
Дыхание задерживает, насколько возможно.
Затем медленно опускает ноги, голову и торс на пол.
Расслабляется.
Он параллельно полу вытягивает правую руку вперёд и левую ногу назад.
В таком положении стоит несколько секунд.
Затем то же проделывает левой рукой и правой ногой.
На выдохе он сгибает ноги в коленях, затем в тазобедренных суставах.
Носки оттягивает и задерживается в такой позе на несколько секунд.
На вдохе медленно возвращается в исходное положение.
Верхнюю прямую ногу он закидывает вперёд так, чтобы внутренняя сторона стопы полностью коснулась пола.
Задерживается так на несколько секунд.
Медленно возвращается в исходное положение.
Он делает 2 наклона вправо и 2 влево на выдохе.
При этом противоположной рукой тянется вверх и в сторону наклона.
№7Исходная позиция
Ребёнок лежит на животе, руки его вытянуты вперёд на ширине плеч, ноги — на ширине плеч, носками от себя.Ребёнок лежит на спине, ноги его согнуты в коленях, колени соприкасаются, руки прямые, раскинуты в стороны перпендикулярно телу.Ребёнок лежит на спине, ноги его прямые, расположены на ширине плеч, руки лежат вдоль туловища ладонями вниз.Ребёнок лежит на боку, ноги его прямые, верхняя рука вытянута вперёд ладонью вниз.Ребёнок стоит, руки его свободно расположены вдоль туловища.
Алгоритм действий
Упражнение называют “Лодочка наоборот”, оно универсально для любого нарушения осанки. Ребёнок глубоко вдыхает, приподнимая руки и ноги над полом на 30–40 см.
При этом носки и пальцы рук он вытягивает в противоположные стороны.
Задерживает дыхание, оставаясь в такой позе, сколько возможно.
Затем опускает руки-ноги, расслабляется.
Голову он медленно поворачивает влево, а колени одновременно с этим наклоняет вправо (задействуя шейные и поясничные мышцы).
На несколько секунд задерживается в крайних точках.
Возвращается в исходную позицию.
Теперь то же он проделывает головой вправо, а коленями влево.
Противоположные руку и ногу он сгибает, чтобы соприкоснулись локтевой и коленный суставы.
Задерживается в такой позе на несколько секунд.
Медленно возвращается в исходное положение.
То же он повторяет с другой рукой и другой ногой.
Верхнюю прямую ногу он заводит назад, чтобы коснуться пяткой пола.
Задерживается так на несколько секунд.
Медленно возвращается в исходное положение.
Медленно он поднимает руки вверх на вдохе.
Задерживается на несколько секунд в крайней верхней точке.
Медленно опускает руки на выдохе.
№8Исходная позиция
Ребёнок лежит на животе, ноги его расставлены на ширину бёдер, повёрнутые в тазобедренных суставах наружу, руки разведены шире плеч, под лоб или под живот можно подложить ему жёсткую подушку, при взгляде сверху его тело должно напоминать звезду — упражнение так и называется “Звёздочка”, оно универсально.Ребёнок лежит на боку — стороной, где имеется искривление (дугой), в области талии подложена жёсткая подушка.Ребёнок лежит на спине, ноги его прямые, руки расположены вдоль тела ладонями вниз.Ребёнок лежит на животе, ноги прямые, руки расположены вдоль туловища ладонями к полу, подбородок упирается в пол.Ребёнок лежит на спине, руки, ноги расслаблены.
Алгоритм действий
На вдохе он вытягивается вдоль позвоночника и приподнимает над полом не более чем на 5 см разноимённые руку и ногу, вытягивая их от центра.
Задерживает дыхание.
Остаётся в таком положении на несколько секунд (сколько возможно).
На выдохе опускает руку и ногу, расслабляется.
То же он повторяет с противоположными рукой и ногой.
Он принимает положение: нога снизу — прямая, нога сверху — согнута в колене, рука снизу держится за шею, рука сверху — дугой над головой.
Сохраняет такое положение не менее 10 секунд.
Затем ложится на спину и расслабляется.
Он делает махи противоположными прямыми рукой и ногой, чтобы те касались друг друга.
При этом плечи не отрывает от пола.
Упражнение он выполняет попеременно: 2 маха правой рукой и левой ногой, 2 маха левой рукой и правой ногой.
Он поднимает поочерёдно вверх то правую, то левую ногу, при этом прогибаясь в пояснице.
Голову поворачивает в сторону той ноги, которая выполняет движение.
Он расслабляется и глубоко дышит.
Отдыхает 10–15 минут после тренировки.

Видео: ЛФК при нарушениях осанки у детей

Упражнения для осанки на фитболе

Эффективны для восстановления красивой осанки занятия с фитболом. Для детей ростом до 160 см нужно подбирать мяч 55–65 см в диаметре. Так же, как и при выполнении упражнений лечебной физкультуры, тренируясь на фитболе, следует избегать резких движений — всё делать плавно и медленно, стараясь по максимуму растянуть мышцы спины.

Среди базовых упражнений для коррекции искривлений позвоночника на фитболе можно встретить массу вариаций.

Упражнения на фитболе
Фитбол подбирайте по росту ребёнка
  1. Одна нога ребёнка стоит на полу, вторая — на мяче так, чтобы угол между икроножной мышцей и бедром составлял 90°, и отведена в сторону . Он начинает не спеша разгибать согнутую ногу, одновременно откатывая ею фитбол в сторону (счёт 1, 2, 3, 4), а верхнюю часть тела отклоняя в противоположном от движения мяча направлении. При этом очень важно держать спину ровно и не потерять равновесия. Возвращается в исходную позицию, сгибая выпрямленную на мяче ногу и одновременно подкатывая фитбол к себе (счёт 1, 2, 3, 4). То же нужно проделать и другой ногой. Начинать можно с 3–4 повторений и в процессе тренировок постепенно дойти до 12–15 и 2 подходов.
  2. Ребёнок становится к фитболу лицом, поднимает одну ногу и ставит её на мяч (угол между икроножной мышцей и бедром 90°). Опорная нога (на которой он стоит) касается фитбола голенью. На счёт 1, 2, 3, 4 он не спеша откатывает ногой, которая стоит на мяче, фитбол вперёд. При этом его спина сначала обязательно прямая, равновесие удерживается. Затем руки уходят назад, корпус тоже прогибается назад, пока руки он не заведёт за голову (всё медленно). Цель этого упражнения: добиться того, чтобы выпрямленная на мяче нога и корпус стали представлять собой одну ровную линию. В исходное положение возвращается так же медленно. Те же действия ребёнок повторяет второй ногой. Количество повторений — от 3–4 до 12–15, в зависимости от этапа тренировок, подходов 2.
  3. Теперь ребёнок располагается к фитболу спиной. Кладёт одну ногу на мяч голенью. Нога, на которой он стоит — опорная — касается мяча икроножной мышцей. Он не спеша откатывает фитбол ногой, которая на мяче лежит, назад (счёт 1, 2, 3, 4). Корпус и руки при этом уходят вперёд и по максимуму вытягиваются, пока не образуют с ногой на фитболе ровную линию (следите, чтобы у ребёнка была ровная спина, он не наклонял голову и не поднимал таз). Возвращаться в исходную позицию он тоже должен медленно на счёт 1, 2, 3, 4. Повторов от 3–4 до 12–15 со временем. Подходов — 2. То же нужно проделать и со второй ногой.
  4. Ребёнок ложится на мяч бёдрами, упор делает ладонями и носками в пол (при этом ноги и руки — на ширине плеч). Не спеша он поднимает ноги вверх (насколько может) — счёт 1, 2, 3, 4. В верхней точке немного задерживается — счёт 5, 6. И так же не спеша опускает ноги в исходное положение — счёт 7, 8, 9, 10. Повторов делает в зависимости от физической подготовки — от 3–4 до 12–15.
  5. Ребёнок, стоя на коленях, обнимает фитбол и сплетает руки вокруг него. Носками он при этом может упереться в стенку (для удержания равновесия). Не спеша, опираясь животом о мяч, поднимите корпус так, чтобы с выпрямленными ногами, опирающимися о стену, он образовал прямую линию — счёт 1, 2, 3, 4. Задержитесь так на некоторое время — счёт 5, 6. Вернитесь, так же медленно и плавно, в исходную позицию — счёт 1, 2, 3, 4. Повторов — от 3–4 до 12–15.

Можно при достаточной физической подготовке во время выполнения упражнений делать несколько подходов, перемежая их кратковременным отдыхом.

Упражнения с гимнастической палкой
При искривлениях позвоночника не рекомендуется использовать утяжелители (гантели, штанги и др.). А вот занятия с гимнастической палкой очень хорошо помогают формированию навыка правильной осанки

Тренировки с гимнастической палкой

Ребёнку намного легче научиться сохранять равновесие и удерживать тело в правильном положении, когда в руках у него гимнастическая палка. На начальных этапах тренировок этот спортивный снаряд помогает контролировать правильность и точность выполнения упражнений.

  1. Ребёнок садится на пол, ноги вытягивает перед собой. Руки, удерживающие спортивный снаряд — палку гимнастическую — прижимает к груди (ладони развёрнуты от себя). При этом у него спина обязательно ровная, а мускулатура пресса напряжена. На вдохе он не спеша вытягивает руки с гимнастической палкой вперёд и располагает их параллельно ногам — счёт 1, 2, 3. Возвращается в исходную позицию медленно, на выдохе — счёт 1, 2, 3. Делает 2 подхода по 3–4 раза вначале тренировок, и по 12–15 со временем.
  2. Ребёнок сидит на полу. Если может, то в позе лотоса. Если нет — пусть для начала садится по-турецки. Колени он должен постараться максимально прижать к полу, а спину — обязательно держать ровно. Руки он вытягивает вперёд. В них — гимнастическая палка. Ребёнок не спеша поднимает палку вверх — счёт 1, 2, 3, 4. Задерживается в верхней точке (палка параллельно полу) — счёт 5, 6. Медленно опускает палку в исходную позицию — счёт 7, 8, 9, 10. Повторений до 12–15, подходов — 2.
  3. Ребёнок — в положении “стоя”, руки — подняты вверх (гимнастическая палка в них), перпендикулярно полу. Он наклоняется вперёд (на выдохе) и вытягивает руки также вперёд (палку располагает параллельно полу) — счёт 1, 2, 3, 4. Задерживается в этом положении — счёт 5, 6. Отклоняется назад (на вдохе) максимально глубоко (ноги обязательно прямые) — счёт 7, 8, 9, 10. Задерживается так — счёт 11, 12. На выдохе не спеша возвращается в исходную позицию — счёт 13, 14, 15, 16. Повторов — 12–15, подходов делает два.
  4. Ребёнок — в позиции “стоя”, с ровной спиной, ноги расположил на ширине плеч. Руки его подняты вверх (вместе с палкой). Он делает наклон вправо (на выдохе) — счёт 1, 2. И возвращается в исходное положение на вдохе — счёт 3, 4. Те же действия совершает и влево. Повторов — 10 вправо и 10 влево, подходов — 2.
  5. Ребёнок стоит, спина у него прямая, руки он опустил вниз (гимнастическая палка — в руках), ноги — стоят на ширине плеч. Он очень медленно, на выдохе, приседает, но не до конца, словно садится на стул. Руки (с гимнастической палкой) поднимает (палка параллельно полу) — счёт 1, 2, 3, 4. Задерживается так, полусидя — счёт 5, 6. Медленно поднимается на вдохе, руки с палкой при этом опускаются — счёт 7, 8, 9, 10. Повторов до 10–12, подходов — 2.

Упражнения ЛФК в детском возрасте необходимо выполнять и в профилактических целях.

Делайте с малышом начиная с самого раннего возраста по утрам короткую (на 10–15 минут) зарядку.

Включайте в неё:

  • приседания — одновременно отводя руки назад;
  • сцепление рук за спиной в замок (левая снизу — правая сверху, правая снизу — левая сверху);
  • наклоны назад (плюс при этом разведение рук в стороны);
  • хождение (да-да, как в дамских романах) с книгой на голове;
  • прогибы назад (с мячом, гимнастической палкой или любым другим не тяжёлым предметом в руках);
  • приседания (не простые — на носочках);
  • вытягивание рук в замке вверх, назад и др.

Висеть на перекладине можно только тогда, когда у ребёнка не диагностировано ни одно из патологических состояний, связанных с искривлением позвоночника.

Занятия ЛФК при нарушениях осанки
Медики уверены, что для формирования здоровой осанки у ребёнка, он должен вести активный образ жизни и заниматься физкультурой регулярно

Мнение специалиста

Основное правило профилактики вытекает из теоретического постулата, суть которого состоит в следующем: в сидячем положении нагрузка на позвоночник намного(!) больше, чем в стоячем. Поэтому, как это ни парадоксально, главное в профилактике сколиоза — вовсе не гимнастика. Главное — это образ жизни ребенка: меньше сидеть, сидеть недолго, чередовать сидение с прыганьем, скаканьем, активными играми. Правильный образ жизни должен предусматривать и адекватную организацию процесса обучения. От того, как проходят занятия с детьми в школе или детском саду, насколько часто сидячее положение прерывается подвижными играми, разминками и т.п., зависит и эффективность профилактики сколиоза. В этом отношении якобы «специальная» гимнастика может рассматриваться исключительно как попытка успокоить родительскую совесть. Более того, теоретически, «специальная» гимнастика даже вредна, ибо расслабляет нас, создает иллюзию, что мы делаем всё необходимое. Еще раз подчеркну: профилактика сколиоза — это не 10-минутный набор упражнений, а адекватный образ жизни. И за здоровье детских позвоночников родители должны бороться совместно с учителями и воспитателями.

Комаровский Е. О., детский врач

http://www.komarovskiy.net/faq/gimnastika-dlya-profilaktiki-detskogo-skolioza.html

Видео: здоровая спина — школа доктора Комаровского

Отзывы

Надо найти специалиста по лечебной гимнастике (врач ЛФК называется). У меня бабушка такой вот специалист, правда уже давно на пенсии. Он должен ребенка посмотреть и назначить комплекс корректирующей гимнастики, которой надо заниматься ежедневно + следить за осанкой. Ох, как же я хорошо помню эти «Выпрямь спину!», «Не ссутулься!», «Ты что, горб хочешь?!». Мне бабушка поставила диагноз С-образного сколиоза 2-й степени лет в 10. Несколько лет я упорно делала гимнастику, потом занималась в спорт. секции. Стало значительно лучше. Горба нет.

Люша

http://www.komarovskiy.net/forum/viewtopic.php?t=20240&start=15

Сегодня разговаривала с ортопедом о детях, его советы: плавание и танцы, с 3-х лет можно профилактически показывать спинку врачу, не записывать в начальных классах в секции по волейболу/баскетболу и иже с ними, до 13–14 лет никаких силовых нагрузок типа гантелей.

Siu

http://www.komarovskiy.net/forum/viewtopic.php?t=20240&start=15

В поликлинику сходите, направление на лечебную физкультуру возьмите, инструктор вас и ребёнка научит, потом будете делать эти упражнения сами дома пожизненно, мышечный корсет он такой, только расслабишься и как не бывало. Но уже через месяц результаты будут такие, что никто и не заметит вашей болезни! Удачи! И бассейн ваш — это просто отлично!

Гость

http://www.woman.ru/kids/healthy/thread/4476782/

У дочери ставили сколиоз, гимнастику делали, массажи регулярно… не скажу что всё прямо выправилось, но особых проблем нет, а когда она стала конным спортом заниматься — стало лучше, потому что и мышцы укрепляются, и спину правильно держать надо.

Наталья

https://deti.mail.ru/forum/zdorove/detskoe_zdorove/progressirujushhij_skolioz_u_rebenka/

Врачи говорят, что спина — зеркало здоровья всего организма. И заботиться о правильной осанке нужно уже тогда, когда ребёнок только начал уверенно стоять на ногах. Физические упражнения — главное профилактическое и терапевтическое средство от любых искривлений позвоночного столба. Регулярные тренировки мышечного корсета на начальных стадиях развития патологий позвоночника способны процесс искривления не только остановить, но и обратить вспять. Главное — вовремя диагностировать нарушения осанки и приложить максимум усилий для их устранения.